Лодка удэгейца

Автор admin Опубликовано: Март - 27 - 2018

13161Одним из представителей коренных народов Дальнего Востока, заселявшие северо-восток Приморского края и юго-восток Хабаровского края являются удэгейцы. Главным транспортом у удэгейцев в теплый сезон года были традиционные лодки, именуемые, по-русски, батами.

Описание лодки
«Бат» или по-удэгейски «ана», представлял собой долбленую лодку (чёлн), которая вырубалась из цельного бревна при помощью топора. В качестве основы выбиралась древесина корейского кедра, тополя или липы.
Посредине, между бортами, крепились деревянные палки, называемые распорками. Характерная черта лодки удэгейца – ровный, плоский лопатовидный нос, представляющий продолжение днища. Такой тип носа не дает лодке зачерпывать воду на порогах горных рек, а также облегчает прохождение мелководья, богатое различными зарослями и нагромождением веток, перекрывающих в отдельных местах русло рек. Иногда такую форму придают и корме, что бы легко маневрировать в узких местах.

Изготовление
В первую очередь нужно было найти подходящее дерево, срубить его и обрубить лишние ветви. Затем приступали к долбежке внутреннего пространства. После окончание выработки почти готовое изделие волокли поближе к воде. Тут заготовку ставили на заранее подготовленные катки, подвергали обжигу с помощью бересты. Затем сушили и осмаливали корпус. Согласно древнему поверью запрещалось заканчивать постройку бата там, где было начато его строительство. Иначе хозяина лодки ждало неминуемая скорая смерть, а лодка была бы его конечным пристанищем.

Управление батами
Удэгейцы не только искусные мастера по строительству лодок. Они ловко управляются ими на опасных участках горных рек. Благодаря уникальной конструкции, лодка удэгейца не режет носом волны, а будто бы взбирается на них. Лодка управляется двумя гребцами. У каждого из них в руках имеется длинный шест, которым они управляют лодкой. Один стоит в носу лодки, другой — на корме. Прохождение узких порожистых быстрых рек, запруженных буреломом и ветками упавших деревьев, достаточно небезопасное. Незначительная ошибка, может привести к гибели или в лучшем случае к опрокидыванию лодки и ее владельца. Необходимо быть очень внимательным при прохождении, смотреть далеко перед собой, и вовремя прикинуть необходимый будущий маневр. Удэгейцы передают мастерство производства и сплава на лодках-батах от отца к сыну. И эта традиция не угасла и поныне.