Как жили наши предки, мы узнаем из рассказов старшего поколения. Эскимосы сохранили множество свидетельств той жизни. Народная память эскимосов через устные предания дает нам познания прошлой жизни. Сказки эскимосов вмещают в себя элементы фантастики и специфики художественных форм. Если это рассмотреть как средство отражения реальной жизни людей, их занятий, обычаев и представлений, то перед читателем откроются яркие страницы далекой истории этого народа.
Эскимосские сказки о животных, волшебные сказки, мифы, исторические предания имеют демократический характер. В них отражались судьбы и чаяния всего народа, всех его социальных слоев. Сказку рассказывать может любой талантливый представитель общины или семьи, независимо от касты. Все слушатели следили за тем, чтобы рассказчик не и ее сюжета. Рассказчику разрешалось усиливать или снижать эмоционально-художественные средства передачи, но не сюжет. Поэтому содержание сказки сохранялось в течение многих веков. Как менялась жизнь эскимосов, вместе с тем менялись и возникали новые сказочные сюжеты сказок. В них находили отражение более поздние картины их общественного устройства и идеологии.
Во всех древних эскимосских сказках, природа вокруг человека, наделялась жизнью, похожей на человеческую жизнь. Человек представлялся образом зверя, птицы, насекомого или рыбы.
Это ярко выраженный антропоморфизм. В нем находят воплощение представители животного мира, которые перевоплощаются в людей. Медведи, касатки, орлы становятся помощниками людей или их врагами.
Сила сказки заключается в их художественной и мировоззренческой силе. Такая сила оказала прямое и сильное воздействие на развитие древнего вида искусства, как резная кость. В сказках эскимосов «Писуану-си», «Укаманан», «Про косаток», «Человек-невидимка» и др. помощниками человека становятся белые медведи, лисы, касатки. Они превращаются в людей. Зато люди, надев шкуру животного, становятся зверями. Такие перевоплощения обнаруживаются на разных рукоятках и наконечниках различных орудий труда и охоты. Древние эскимосы любили на поделках из моржового клыка вырезать образы. Особенно это относится к белому медведю и касатке. Их любили изображать в виде полузверей или полулюдей.
Любое историческое время находит отражение в сказках. Устное творчество в тесной связи и зависимости от социальных и экономических условий жизни их создателей возникают художественные образы в более поздних жанрах.