Сказки эскимосов

Автор admin Опубликовано: Октябрь - 25 - 2019

1118096898bКак жили наши предки, мы узнаем из рассказов старшего поколения. Эскимосы сохранили множество свидетельств той жизни. Народная память эскимосов через устные предания дает нам познания прошлой жизни. Сказки эскимосов вмещают в себя элементы фантастики и специфики художественных форм. Если это рассмотреть как средство отражения реальной жизни людей, их занятий, обычаев и представлений, то перед читателем откроются яркие страницы далекой истории этого народа.

Эскимосские сказки о животных, волшебные сказки, мифы, исторические предания имеют демократический характер. В них отражались судьбы и чаяния всего народа, всех его социальных слоев. Сказку рассказывать может любой талантливый представитель общины или семьи, независимо от касты. Все слушатели следили за тем, чтобы рассказчик не и ее сюжета. Рассказчику разрешалось усиливать или снижать эмоционально-художественные средства передачи, но не сюжет. Поэтому содержание сказки сохранялось в течение многих веков. Как менялась жизнь эскимосов, вместе с тем менялись и возникали новые сказочные сюжеты сказок. В них находили отражение более поздние картины их общественного устройства и идеологии.

Во всех древних эскимосских сказках, природа вокруг человека, наделялась жизнью, похожей на человеческую жизнь. Человек представлялся образом зверя, птицы, насекомого или рыбы.
Это ярко выраженный антропоморфизм. В нем находят воплощение представители животного мира, которые перевоплощаются в людей. Медведи, касатки, орлы становятся помощниками людей или их врагами.
Сила сказки заключается в их художественной и мировоззренческой силе. Такая сила оказала прямое и сильное воздействие на развитие древнего вида искусства, как резная кость. В сказках эскимосов «Писуану-си», «Укаманан», «Про косаток», «Человек-невидимка» и др. помощниками человека становятся белые медведи, лисы, касатки. Они превращаются в людей. Зато люди, надев шкуру животного, становятся зверями. Такие перевоплощения обнаруживаются на разных рукоятках и наконечниках различных орудий труда и охоты. Древние эскимосы любили на поделках из моржового клыка вырезать образы. Особенно это относится к белому медведю и касатке. Их любили изображать в виде полузверей или полулюдей.

Любое историческое время находит отражение в сказках. Устное творчество в тесной связи и зависимости от социальных и экономических условий жизни их создателей возникают художественные образы в более поздних жанрах.