Нанайцы – это один из малочисленных народов мира, проживающий на Дальнем Востоке, Амуро-Сахалинской части России, а также Китае (провинция Хэйлунцзян). По данным переписи населения за 2012 год численность нанайцев в России составляла порядка 12160 человек. Основными занятиями в прошлом являлись, в первую очередь, рыболовство и охота. В зимний период времени занимались добычей пушнины. Также занимались выращиванием ездовых собак. В настоящее время традиционным промыслом занимаются лишь 14% населения.
Основными религиозными традициями нанайцев являлись шаманизм, и анимизм. Они поклонялись духам и считали их повелителями таинственных сил природы.
У народов Дальнего Востока существовал свой календарь отчета времени года и дней. Он делился на промысловые сезоны с учетом народных наблюдений за природой. Также нанайцы считали, что весь мир населен духами и делится на четыре сферы: небесную, земную, водную и подземную.
Главными почитаемыми верхними богами были Боа Эндурини, Боа Ама, Акпан Ама. Кроме небесных верхних богов существовали в верованиях коренного народа, духи-хозяева: земли, воды, неба, тайги. Один раз в год, перед сезоном охоты, звероловы совершали кровавые жертвоприношения. В ритуале участвовали деревянные идолы – божки, которые были у каждого охотника. Важным божком был «эдэхе». Этот деревянный идол помогал в охоте на животных с ценным мехом.
Кроме «деревянных помощников» на охоте, в каждом доме люди держали хранителя дома – дюлин. Это была большая человекоподобная статуя. За ней всячески ухаживали, подкармливали, для того что бы она оберегала жителей дома от заболеваний, а так охотников, которые уходили на промысел. Еще одним божком, который хранили в домах, была фигурка таежного или речного бога.
Многие семьи были владельцами собственных молельных деревьев – пиухе. Это были деревья с толстыми ветвями, на которых жители вырезали углубления в виде треугольника. Считалось, что через это углубления духи с небес спускаются на землю.
В период освоения Россией территории Сибири и Дальнего Востока, во второй половине XIX века, миссионерская деятельность русской православной церкви оказывала сильное воздействие на коренное население. В задачи миссионеров входило бороться с этим разорительными обычаями жертвоприношения силой разумного убеждения в его несостоятельности и вреде. Кроме того они способствовали созданию местной письменности, распространению просвещения через открытие миссионерских школ, пытались содействовать развитию медицинской помощи местным жителям, прогрессивных форм хозяйства и русского уклада жизни. Однако принятие христианства в тот период носило поверхностный характер, а в реальности оставались актуальными прежние религиозные традиции нанайцев – «двоеверие».