Песни, пляски и игра на музыкальных инструментах имели большое значение в жизнедеятельности чукотского народа. Жизненная необходимость отображения бытия чукчей поспособствовала развитию отдельных видов народного творчества, не исключая музыкального. Песенные и танцевальные композиции стали звучать не только во время праздничных торжеств и религиозных обрядов, но и минуты отдыха, для развлечения.
Еще в прошлом веке очень популярны были соревнования в исполнении песен чукчей и танцев между одаренными исполнителями. Организовывались они между чукотскими селениями или внутри одной деревушки. Самые талантливые получали призы. Призом иногда могла быть специально написанная для победителя песня. Проводятся такие конкурсы и по сегодняшний день.
Старинные песни чукчей исполняются и в настоящее время. Сохранились они потому, что передавались традиционно от бабушек внукам во время семейных посиделок, торжеств, не утратив характерные ритм и интонации.
Уже в первые дни жизни каждый маленький чукотский ребенок получает от папы и мамы свою именную песню. В этой песне поется о тех или иных чертах младенца, и о пожеланиях счастливой его жизни. Подрастая, малыш узнает и учит песни, посвященные его папе и маме, дедушке и бабушке, и т.д. Повзрослев, он пишет сам песни, в том числе и именные, где отображает свой нрав и эмоциональное состояние.
Народная музыка чукчей поначалу была больше вокальной, она не имела музыкальных инструментов. Наиболее распространенным был лишь один ударный инструмент бубен-ярар.
Играть на бубен-яраре мог лишь самый талантливый музыкант, создавая нужный ритм для исполнения песен и танцев чукотским талантливым исполнителям. На праздниках частенько играли на бубнах по несколько музыкантов.
Необходимо сказать, что на музыкальных конкурсах, проходивших в советские времена, ни один музыкальный чукотский коллектив ни разу не использовал какой-либо музыкальный инструмент, кроме бубен-ярара.