Духовная жизнь алеутов

Автор admin Опубликовано: Июль - 3 - 2012
Для традиционных верований алеутов типичен анимизм, от латинских слов anima и animus, что переводится  как душа, ду. То есть они представляли душе как жизненную  силу, также веря в существование добрых и злых духов, в то, что они влияют на жизни людей в общем и человека частности. В почете были духи умерших предков, изображения их высекались на камнях, костях, деревьях и птичьих шкурках, передаваясь из поколения в поколение по наследству, как личные амулеты. Духи-покровители изображались в виде деревянных масок, которые надевались в процессе обрядовых плясок. Среди алеутов распространение имело шаманство, в мифологии алеутов бытовали, кроме того, свои представления о различных мирах. Шаманский костюм, равно как у ряда народов в Сибири, был символом птицы. Кроме  шаманства была также и охотничья магия, с греческого mageia переводится как колдовство и волшебство. Это шаманство заключалось в обрядах взывания и пробуждения зверя, также проявляясь в некоторых уникальных для данной местности охотничьих запретах, в ношении различных амулетов, которые охраняли их владельцев.
Умерших алеуты хоронили в их сидячем состоянии. В неглубоких углублениях прямо посреди скал размещались целые родовые погребения. В ниже укладывались орудия труда умершего человека, его оружие, бытовая посуда, ритуальные маски и обязательно его личные амулеты – это те предметы, которые обладали какими-либо сверхъестественными и магическими свойствами. Знатные люди хоронились вместе с их рабами в родовых пещерах, у входа в такие пещеры устанавливались раскрашенные столбы, а тела покойных в корзинах подвешивались между двумя столбами.  Умершие, кроме того, подвергались бальзамированию.
Один из главных праздников алеутов – это праздник зимнего солнцестояния. Он всегда проходил в  сопровождении плясок, драматических представлений с охотничьими сценами и мифологическими сюжетами, раздавались подарки. Обряды, которые предшествовали сезону охоты, можно было отличить по наличию пантомим и танцев под пение и звук бубнов. Исполнители на головы надевали ритуальные головные уборы с деревянными масками. В конце ХVIII века алеуты начали испытывать значительное влияние русской культуры, они были обращены в православную религию. Возымело распространение школьное обучение, появилось двуязычие.