Для того чтобы процесс родов для роженицы и ребенка проходил как можно легче в культуре нанайцев предусмотрены специальные обряды. Нужно понимать, что беременная женщина считалась у этой народности нечистой, а потому обязана была выполнять различные запреты. Если же она по какой-либо причине их не придерживалась, то род ждали промысловые неудачи, хвори, и даже смерть. Например, беременной нельзя было переступать орудия охоты, рыболовства. Она не употребляла в пищу некоторые части туш животных. Ее супруг обязан был прекратить вести рыбную ловлю и охоту перед родами жены. Данные предосторожности, а также определенная диета должны были помочь малышу родиться здоровым и без физических недостатков. Вторая половина табу должна была обеспечить здоровье самой матери и облегчить течение разрешения от бремени.
Беременной не полагалось смотреть на покойников и вообще находиться на похоронах. Она не провожала отправляющегося в дальнюю дорогу путника, не рассказывала о беременности и не шила до родов одежду своему малышу. Иначе у нее могли случиться тяжелые роды. Наблюдение за процессом ледохода могло стать причиной выкидыша.
Терпение, только терпение
В обычаях нанайцев были тихие роды. Женщине полагалось молчать, ведь крики и стоны могли привлечь злых духов. Появление на свет младенца, особенно первенца, было долгожданным событием, однако если у женщины появлялись близнецы, то за ними смотрели старики. Нанайцы верили, что отцом близнецов являлся таежный дух, который не переносит нахождения рядом «нечистых» женских существ. Новорожденного оборачивали в нательную одежду одного из старых родственников. Еще в 70-е года прошлого века нанайцы старались передать рождение такое белье в роддом или же пришивали кусочки на пеленку.
Душу младенца надо закрепить
По истечении 10 дней после рождения младенца проводился обряд закрепления души. В его ходе родственники и соседи дарили благопожелания малышу в обмен на символическое угощение. Для того чтобы ребенок не болел, проводили как рациональные – это закаливание и массаж, так и магические мероприятия. Так, души только появившихся и других детей хранились посредством камлания в так называемом душехранилище – дёкасоне. Это была некая воображаемая комната, которую не мог увидеть никто, кроме шамана. Она находилось в «хорошем месте».
Имя как оберег
Первые несколько лет малыша не назвали по его имени. Вместо этого в ход шли иносказательные обороты. Если до этого в семье уже умирал ребенок, младенца называли самым некрасивым именем. Так родители старались обмануть и отпугнуть злых духов. В прочих случаях ребенку называли, опираясь на особенности внешности, поведения и прочего.