Слои общества у чукчей

Автор admin Опубликовано: Май - 17 - 2012
Стойбища чукчей насчитывали до десяти яранг, располагающиеся, как правило, в ряд строго с запада на восток. Первое жилище принадлежало главе стойбища, именно его общественное положение было самым высоким. Вождь (умилык) у чукчей был самый сильный воин стойбища, таковым можно было стать, одержав победу над предыдущим умилыком. Вождь мог потребовать от других отдать ему часть добычи или пищи, мог вызвать на поединок непокорного, после чего убить его на самых «законных основаниях».
Глава огромной патриархальной семьи (куда входило несколько небольших семей, которые объединялись родственными связями, – это и есть население яранги) был абсолютным хозяином внутри нее. Он мог в любой момент убить любого из членов своей семьи, причем без каких-либо для себя будущих последствий. Единственное, что могли сделать люди, это осудить его за такой поступок, но вмешиваться в таком случае было запрещено.
На войне армией или ополчением мог запросто командовать какой-нибудь опытный старик, а вовсе не самый сильный воин. Самые важные решения тоже зачастую принимали старики, при этом, совещаясь с умилыком.
Последний же только вносил на совет предложение, к примеру, о заключении мира. Хотя старики у чукчей, как правило, жили не долго. Превратившись в старого и неспособного самостоятельно промышлять старика, человек обычно просил у ближайших родственников немедленно лишить его жизни. По мировоззрению чукчей, те, кто принимал такую добровольную смерть, как и павшие в бою воины, попадали в верхний мир. Тех, кто умирал от болезней, ожидал нижний мир или так называемый кэле, то есть обиталище носителей зла и разной нечисти.
Шаманы на Чукотке никогда не выделялись в отдельную касту, более того, они не имели специальной одежды. Как правило, шаманы наравне с другими членами общины принимали участие в охоте, работах по хозяйству и даже военных действиях. Некоторые функции шамана мог выполнять простой глава семьи. Абсолютно в каждой семье был особый бубен, который считался семейной святыней, а его звучание было символом «голоса очага». Нередко бубны применялись как обычный музыкальный инструмент, как, например, варганы и лютни. Последние так же были у чукчей. Надо сказать, что у каждого человека был как минимум три своих персональных мелодий, которые они сочинили в детстве, будучи взрослым и постарев. Детская мелодия обычно дарилась ребенку его родителями. Сочинялись новые мелодии, которые были связаны с событиями в жизни людей, к примеру, с выздоровлением, свадьбой, прощанием с возлюбленной или другом и т. д.). Для каждого из духов-покровителей шаманы имели свои напевы.