Во все времена среди крымчаков было много купцов, которые вели сравнительно обширную торговлю различными крымскими продуктами. В основном это были кожаные изделия, седла, бараньи шкуры в выделанном и сыром виде, сафьянами различных цветов, подтяжками, вышитыми поясами и др. Более того в список предметов для торговли входили хлеб, шерсть и изделия из нее. Основные города для сбыта – это Одесса, Херсон и Николаев, часто ездят на ярмарки в Полтаву, Харьков и др. Местные жители этих территорий, никогда не бывавшие в Крыму, практически ничем не отличают крымчаков от настоящих татар. Остальные крымчаки в основном ремесленники, можно встретить обойщиков, шапочников и седельников.
До крымской войны многие крымчаки занимались земледелием. Недалеко от Евпатории на юго-восток было поселение крымчаков «Донузлав». Среди них были также евреи, однако данное поселение было полностью разорено врагами. Позже крымчакам уже не позволили вновь создавать здесь свою общину для занятий земледелием. Вместо этого в окрестностях Карасубазара они решили заняться овцеводством, садоводством и огородничеством, при этом участки земли они брали в наем у местных помещиков. В 1882 году изменились положения по аренде земли, и крымчаки потеряли эти земли, так что им пришлось искать себе новое занятие. Этим занятием стала винная торговля, а в частности продажа крымского вина «Южный берег».
С евреями крымчаков тесно связывала религия. До сих пор ее обряды выполняются довольно строго. Утром и вечером каждого дня крымчак ходит в свою синагогу и читает молитву с особенным благоговением. В этом смысле здесь наблюдается татарское влияние. Евреи читают свои молитвы вслух, впадая в экстаз, жестикулируя, что производит не очень приятное зрелище для окружающих. У крымчаков такого нет: они читают свои молитвы спокойно и тихо, употребляя при этом татарский напев.
В основном месте жительства крымчаков (в Карасубазаре) есть три синагоги, которые отличаются богатством различных религиозных предметов. Пол в крымчакской синагоге напоминает мечеть, так как он устлан коврами. Молятся здесь также на коленях. Как и в еврейских синагогах здесь стоят скамейки и амвон. Старики и другие почетные лица садятся позади ближе к выходу, а все остальные занимают лучшие места впереди, что в корне отличается от еврейских синагог, где все с точностью, но наоборот.